Рынок труда ждут глобальные изменения

Рынок труда ждут глобальные изменения

Глобальные изменения в экономике, науке, информационных технологиях и человеческом мировоззрении оказывают незамедлительное влияние на самые разные рынки. Мир меняется очень быстро, и все мы являемся  непосредственными участниками этих изменений.

12 трендов, которые повлияют на рынок труда в ближайшие 5 лет

  1. Новое отношение к собственности. Роскошь и соревновательное потребление становятся уделом отстающих экономик и слабо образованных слоев населения – вслед за этим меняется отношение к собственности. Средний класс в развитых мегаполисах старается сегодня не брать кредитов, сохранять относительную независимость и степень свободы от обстоятельств, которые, как показывает новейшая история, могут в любой момент измениться. Поведенческие установки молодых граждан меняются в сторону мобильности, способности изменить свою жизнь в любой момент без бюрократических проволочек и потери времени. Люди все большее начинают осознавать, что самые ценные вещи – это не вещи, что наивысшую значимость в современном мире приобретают информация, человеческие отношения, связи, в развитие которых инвестируют гораздо охотнее, чем в дорогие атрибуты богатой жизни. Очевидно, что сегодня это еще совсем нехарактерно для большинства казахстанцев, но молодое поколение, умеющее думать, имеющее возможность путешествовать, получать знания за границей, наблюдать за стилем поведения трендсеттеров, будет менять свои паттерны поведения в ближайшем будущем. Это поколение при выборе своей занятости будет мотивировано возможностями развиваться, строить профессиональные и бизнес связи, иметь относительную степень свободы в рабочем окружении. При этом работодателю не стоит рассчитывать, что лояльность этих специалистов будет покупаться только лишь деньгами.
  2. Инновации. Кто вооружен инновационными  инструментами, тот может быстрее адаптироваться в изменяющихся условиях современного мира.  Колоссальный экономический успех компаний, сделавших ставку на новые технологии, наглядно показал, насколько мощным фактором может быть присутствие в компании специалистов по инновациям. Поэтому  менеджеры-новаторы, стратеги, способные моделировать ситуации на годы вперед и не боящиеся принимать нестандартные решения, пользуются большим спросом у наиболее конкурентных работодателей. Это подтверждается, в частности, результатами исследования «Профиль современного казахстанского СЕО», выполненного Forsage в 2013-2014. Согласно полученным результатам, именно менеджеры-стратеги, и новаторы, обладающие видением в долгосрочной перспективе, будут востребованы в ведущих коммерческих и некоммерческих организациях страны.
  3. Инвестиции. Несмотря на большую популярность стартапов, следует понимать, что современные венчурные капиталисты более не склонны рисковать деньгами, как это было ранее. Инвестирование  будет зависеть от того, доказал ли проект свою жизнеспособность, а еще лучше — показал ли рост денежного потока. Только стартапы, прошедшие первый этап жизненного отбора, могут рассчитывать на заинтересованность серьезных инвесторов. Просто хорошей идеи на этапе посева уже недостаточно —  нужно грамотно ее реализовать, и здесь открываются уникальные возможности для талантливых специалистов попробовать свои силы в очень жестком, но крайне вдохновляющем предприятии.
  4. Ожидание кризиса. Следует принять тот факт, что кризисы цикличны, и в современном мире цикл этот сокращается. Это значит, что экономических потрясений нам стоит ожидать все чаще. И пока олигархи, банки и национальные корпорации ищут государственной поддержки на случай очередного кризиса, наиболее дерзкие предприниматели рассматривают его наступление, как возможность – например, скупить дешевле интересные объекты, привлечь ценные кадры с хорошим опытом, поиграть с крупными конкурентами за рыночную нишу и т.д. Практика показывает: кризис – хорошее время для проверки, кто есть кто на рынке и чего стоят все стратегии компании на самом деле. Кризисные менеджеры и специалисты по рискам – вот кто будет входить в топ-менеджмент организаций.
  5. Аутсорсинг на подъеме. В принципе, аутсорсинг уже не является новым трендом по сокращению временных и финансовых затрат для малого и среднего бизнеса. Однако, как говорят нам мировые аналитики, широкие системы глобальных бизнес-услуг будут и дальше набирать популярность. Этому способствует высокий спрос на стандартизацию процессов и оптимизацию затрат у предприятий реального сектора. Кроме того, многие предприниматели начинают жить по принципу: «все, что можно отдать на аутсорсинг – отдавайте». Для рынка труда Казахстана это чревато тем, что все больше сотрудников могут работать проектно, привлекаясь в качестве сервисных специалистов или экспертов для обслуживания бизнеса клиентов. Главное, чтобы сам рынок аутсорсинга оставался структурированным, а эксперты обладали высоким уровнем профессионализма.
  6. Комбинированная занятость. Стереотипы о рабочем дне и распределении времени в последнее время ломаются очень быстро, даже у работодателей. Стремление сократить затраты на аренду, нежелание жертвовать ценными кадрами в случае их невозможности проводить 8 часов в офисе, доступность через интернет и всевозможные мобильные сервисы способствуют тому, чтобы сотрудники не сидели в офисе «с 9 до 18». По данным одного исследования, в 2013 уже 23% персонала в России работали по модели «свободного» графика. В то же время очень многие специалисты, особенно сервисных функций и творческих профессий, нашли для себя подходящей комбинированную занятость, когда человек, например, 2 дня в неделю работает медицинским представителем в мировой фармацевтической компании, а 3 дня в неделю ведет врачебную практику, как врач-педиатр в частной клинике.
  7. Миграция персонала. Прозрачность границ, государственные союзы и партнерские конгломераты между странами способствуют тому, что люди гораздо легче и с большим интересом открыты сегодня для предложений работы за границей. Для многих специалистов сегодня это, в первую очередь, профессиональный вызов – адаптироваться и построить карьеру на новой территории. Сотрудники международных корпораций априори имеют возможность работать в проектах, которые осуществляет их работодатель в разных странах, а также при желании и возможностях строить вертикальную карьеру в головном офисе за рубежом. Это мечта многих. В то же время, Казахстан является сегодня привлекательной площадкой для экспатов в связи с динамикой, которую показывают казахстанские предприятия нефтегазового и горнорудного сектора, а также операторы рынка товаров народного потребления. Хотя можем констатировать тот факт, что количество экспатов в Казахстане будет постепенно сокращаться в силу насыщения рынка местными специалистами.
  8. Упрощение технологий HR. Инструментарий современного отдела персонала меняется. Никто больше не хочет тратить время на емкие процедуры, которые не приносят реальной ценности. Вместе с тем, именно человеческий капитал  становится наиболее значимым активом в современном бизнесе. Поэтому результативные HR-метрики, направленные на качественную оценку специалистов, а также позволяющие спрогнозировать их поведение в будущих ситуациях – наиболее желанная идея для работодателей. Решения по людям будут приниматься с их помощью гораздо точнее и быстрее.
  9. Обучение через геймификацию. Управленческие игры, онлайн-симуляторы, игровые техники уверенно проникают в программы развития персонала. Это технологии, которые позволяют довольно быстро и дешево развивать способности принятия решения, стратегическое мышление и другие компетенции, актуальные для современного менеджера. По мнению аналитиков, в России уже сегодня объем рынка для разработчиков деловых игр начинает исчисляться миллионами долларов.
  10. Управление талантами. Ограниченность высококлассных человеческих ресурсов требует от работодателя иного подхода к управлению талантами. Удержание и выращивание собственных ценных кадров – вот основная задача сегодня. Сейчас сотрудники чувствуют себя уверено и не боятся искать новую работу, отдавая предпочтение более интересным вариантам. Уровень лояльности казахстанских специалистов крайне низок, в итоге текучесть персонала зашкаливает. Поэтому программы формирования кадрового резерва и лояльности персонала становятся первостепенными для современных  HR-политик в Казахстане.
  11. HR Brand – единственная долгосрочная рекрутинговая стратегия. Об этом модно говорить сейчас, и где-то в глубине души руководители даже чувствуют, что должны сознательно управлять HR брендом, но тянут время. А зря, поскольку грамотно созданный бренд работодателя будет работать на лояльность действующих сотрудников, с одной стороны, и формировать для компании пул внешних интересных кандидатов, которых можно привлечь в бизнес в любой момент – с другой. HR брендинг создает подушку кадровой безопасности предприятия. Над этим придется работать компаниям в ближайшие годы на дефицитном рынке профессионалов в Казахстане.
  12. Созидательная позиция. Мировые события последних лет и даже месяцев показывают хрупкость, казалась бы, монолитных политических и экономических систем. Мир довольно уязвим сейчас. Поэтому чисто потребительское отношение к окружающей реальности, которое прочно укоренилось в сознании многих современных людей, неминуемо влечет печальные результаты: финансовые потери, психологическое истощение, профессиональное выгорание и чрезмерную зависимость от внешних ресурсов и обстоятельств. Новое поколение менеджеров, поколение Y, как принято называть их, несет совсем другое мировоззрение в современный бизнес. Они уходят от потребительской философии в сторону созидания, реализации способностей и творческого потенциала. Их жизненная позиция не так эгоцентрична, как позиция их предшественников — они готовы реализовывать свой потенциал также и на благо других. И это очень мощный стимул, чтобы ощущать себя счастливым в жизни. Именно такой подход способен увести организации от деструкций современного мира, ну, и по факту сделать внешнее окружение более экологичным. И это вызов, который стоит сейчас глобально перед людьми, ожидающими положительных изменений.

Comments are closed.